![]() |
Руководитель Краснопутиловская 22 Режим работы Консультации для родителей |
Учитель-логопед
Новостроек 26 Режим работы Консультации для родителей |
Положение об организации работы логопедической службы (документ)
План работы на 2023-2024 учебный год
учителя-логопеда Рыбаковой С.В. (документ)
учителя-логопеда Шишлиной Н.С. (документ)
Рабочие программы:
Рабочая программа по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 3 и 4 классов (документ)
Рабочая программа по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2 классов (документ)
Расписание занятий
учителя-логопеда Рыбаковой С.В. (документ)
учителя-логопеда Шишлиной Н.С. (документ)
Зачем нужен логопед?
Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
Достаточно часто встречаются на письме у учащихся младшего школьного возраста стойкие специфические ошибки. Ученик пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги, не дописывает слова. Возникновение ошибок, которые не связаны ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни, обозначают термином дисграфия. Наблюдается не только расстройство письма, но и трудности в овладении письменной речью. Часто дисграфия сочетается с дислексией (нарушением чтения). Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишённая логики речь, безграмотное письмо – вот те последствия, которые могут привести к диагнозу: дислексия или дисграфия.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. Основные направления работы логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда актуальной и востребованной.
Дизорфография – отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления. Данное расстройство изучено недостаточно, в отличие от дисграфии.
Дисграфия – нарушение письменной речи, которое вызвано нарушением работы психических процессов и анализаторов, отвечающих за формирование навыка письма. Оба расстройства являются отдельными, независимыми друг от друга состояниями. Однако достаточно часто они могут встречаться вместе у одного пациента. Чтобы эффективно помочь ребенку избавиться от проблем в обучении, необходимо понять, почему у него возникли трудности.
Учитывая то, что за развитие таких сложных психических функций человека, как речь и письмо, отвечает нервная система, то причины проблем как раз стоит искать в этой области. В реализации функций речи и письма принимают участие три взаимосвязанные системы:
- энергетическая или базовая система, отвечающая за питание мозга;
- система обработки сигналов от всех органов чувств (для письменной речи важно зрение, слух, восприятие), при участии памяти и оптико-пространственной ориентации;
- высшая система, функциями которой является планирование, мотивация, анализ-синтез, контроль.
Сбой в какой-либо из данных систем и приводит к дисграфии у детей. Такие нарушения не возникают внезапно. Даже если у ребенка не наблюдалось признаков дисграфии в начале учебы, вдруг в третьем или четвертом классе начинают появляться дисграфические ошибки, надо искать неврологическую причину (чаще всего это проблемы энергетической системы) и подключать логопеда, а не корректировать орфографию. На сбой в системах, отвечающих за функцию письма, может повлиять целый ряд внешних и внутренних факторов:
- ранний поход в первый класс, обучение иностранному языку в дошкольном возрасте, резкое увеличение нагрузок;
- переучивание левши;
- разговор на двух языках в одной семье, авторитарное воспитание;
- перебор с компьютером и телевизором в раннем детстве;
- перинатальные травмы и ранние инфекционные заболевания.